Санкт-Петербург, Россия
+7-905-224-98-01

Первые шаги в дизайне с Наталией Митиной

Митина Наталия Дизайн интерьераНа днях я перечитала книгу, с которой примерно полгода назад у меня  всё собственно и началось. Книгу, о которой я узнала на замечательном во всех отношениях дизайнерском форуме Interior-Design.Club, и которая исчерпывающе отвечает на излюбленные вопросы начинающих в профессии дизайнера интерьера — что делать, куда идти учиться, с чего начинать и стоит ли начинать вообще? Книгу, которую просто необходимо прочитать всем мечтающим о сфере дизайна и раздумывающим над этой кажущейся на первый взгляд воздушной и творческой профессией.

Наталия Митина, автор книги «Дизайн интерьера. Как открыть свое дело» — архитектор, дизайнер интерьеров, руководитель студии Koncepcija, член правления Союза дизайнеров Латвии и искренне влюбленный в свое дело человек. Она последовательно, доступно и с большим вниманием к деталям описывает этапы получения профессии, раскрывает способы входа в отрасль и с большим пристрастием рассеивает иллюзии, созданные многочисленными журналами и передачами о дизайне.

Одним из первых моих впечатлений о книге было недоумение – Наталия с огромной любовью пишет о профессиональных аспектах деятельности дизайнера, но при этом на протяжении всей книги отчетливо прослеживается неприязнь к потенциальным читателям. Я впервые встретила пособие для начинающих специалистов в таком тоне, и хотя это не помешало почерпнуть массу полезнейшей информации, удивление на первых порах оставалось. Ровно до тех пор, пока я сама не столкнулась с начинающими дизайнерами и не осознала всю катастрофу, собственно, ситуации.

Наталия в своей книге упоминает о том, что ее сильно волнует положение дел в отрасли: неспециалисты, закончившие лишь так называемые краткосрочные специализированные курсы, именуют себя профессиональными дизайнерами интерьера и массово предлагают свои услуги населению, не обладая при этом даже минимально достаточными знаниями для работы. Тем самым подрывают престиж профессии и понижают планку качества предоставляемых услуг.

Это всё так, хотя непрофессионалы с наплевательским отношением к своей работе и нежеланием в ней развиваться есть и будут в любой сфере – будь то образование, медицина, финансы, да что угодно — независимо от того, есть у человека профильное высшее образование или нет, ведь учиться в высшем учебном заведении можно очень по-разному.

Но есть и другая опасность, гораздо более серьезная, на мой взгляд, от присутствия непрофессионалов в сфере дизайна интерьеров. Вот мой пример.

Для обучения Наталия однозначно рекомендует высшее образование, а различные краткосрочные курсы советует посещать лишь в двух случаях: либо есть желание «примерить» профессию, присмотреться к ней поближе и решить вопрос о более серьезном дальнейшем обучении, либо планируется ремонт своей собственной квартиры и необходимы специализированные знания. У меня в наличии были как раз обе причины, и я записалась на подобные курсы в один из учебных центров моего города к архитектору с многолетним стажем. На первом же занятии сокурсники, до этого никогда не занимавшиеся дизайном, задавали вопросы: «А после обучения я получу сертификат и смогу делать знакомым перепланировку со сносом капитальных стен?», на что побледневший преподаватель и в состоянии, близком к обморочному, несколько раз повторял: «Запомните, никакие стены сносить нельзя. Вообще нельзя. Никак нельзя, совсем». Хотя, кажется, понимания от аудитории так и не добился. Сама слышала в перерыве обсуждения: «Ерунду говорит, вон мои друзья сделали перепланировку и никого не спросили».

Это всё печально, на самом деле. В нашей стране, при неуважении ни к законам, ни к здравому смыслу, штамповать «дизайнеров интерьера» на подобных краткосрочных курсах не просто бессмысленно, это еще и реально опасно для общества, ведь такие вот новоиспеченные специалисты вполне могут решить, что невнятная корочка даёт им полное право на снос чего угодно в квартире — при нехватке элементарных знаний о последствиях.

Митина Наталия Дизайн интерьераПоэтому теперь, перечитав книгу еще раз, вполне понимаю и поучительный тон Наталии, и старание максимально рассеять мифы о профессии, и стремление отфильтровать сомневающихся ещё на начальном этапе. Для остальных же книга Наталии – кладезь бесценных советов и знаний.

Книга Наталии, хоть и позиционируется как путеводитель для дизайнеров вообще, рассчитана всё же в большей степени на начинающих дизайнеров. Подробно описаны пути обучения профессии, в которых максимальный вес придается именно высшему образованию в классических архитектурных ВУЗах и непрерывному самообразованию. Хотя также подробно рассмотрены и альтернативные способы, из которых каждый по-настоящему стремящийся в профессию найдет себе схему по душе.

К примеру, для себя я выбрала многоступенчатый вход в отрасль: сначала прошла для ознакомления краткосрочный курс, который не дал мне в общем ничего, кроме основ ArchiCAD и понимания необходимости куда более длительного и глубокого обучения. Сейчас прохожу полуторогодовалый курс «Дизайн и отделка интерьера» в Европейской школе дистанционного обучения – 260 часов основных дисциплин, как основа для постоянного дополняющего самообразования, плюс очные курсы рисунка в Школе Живописи. В будущем планирую пройти полный курс в Международной школе дизайна, а возможно, и получить второе высшее образование.

Митина Наталия Дизайн интерьераВо второй части книги Наталия рассказывает как выбрать первое место работы и как вообще получить его без опыта? Автор дает массу полезных советов: как важно серьёзно относиться к обучению, как составить красивое портфолио из студенческих работ, как правильно составить резюме и мотивационные письма работодателям, как обыграть предшествующий опыт работы, если он не относится к новой специальности, какими критериями руководствоваться в выборе между фрилансом и работой в студии, как стать незаменимым помощником дизайнера на первых порах, чтобы набираться опыта и не быть при этой обузой.

Именно эта часть книги стала для меня полгода назад решающей – из нее я узнала о профессии интерьерного 3D визуализатора, помощника дизайнера в иллюстрации дизайн-проектов с помощью компьютерной 3D графики. Это стало для меня настоящем озарением, вспышкой желания, мечтой, захватившей целиком. Во мне всегда сочетались две составляющие: творческая и техническая, причем творческая без технической мне казалось недостаточной. Тут и физико-математическое школьное образование, конечно, наложило отпечаток, и врожденная любовь к цифрам и математике, которая после школы меня и направила в финансовую сферу. Но скучной оказалась и чистая техническая составляющая без творчества. Архитектурная 3D визуализация – это такой невероятный сплав технических и творческих умений, что для меня идеальнее и быть не может.

После прочтения книги Наталии я сразу же записалась на профессиональные курсы 3D MAX Петербурге, все силы направив на обучение профессии 3D визуализатора. Одновременно с этим я прослушала краткосрочный курс по дизайну, и продолжаю обучение по направлению «Дизайн и отделка интерьера» в Европейской школе дистанционного обучения, чтобы тщательно изучив сферу, в которой теперь работаю, оказывать по-настоящему профессиональную помощь дизайнерам.

Митина Наталия Дизайн интерьераТретья часть книги рассказывает о самостоятельной работе: «Уходим в свободное плавание – что нам понадобится?». В ней подробно рассказывается, как подготовиться к началу самостоятельной работы: как составить портфолио и коммерческое предложение для клиентов, как разработать логотип, обзавестись визитками и собственным сайтом, каким оборудованием и программным обеспечением необходимо запастись, как обезопасить себя финансово на первом этапе работы и заручиться поддержкой близких людей.

Четвертая часть книги посвящена самому животрепещущему для всех самостоятельно работающих специалистов вопросу: как найти клиентов. Наталия не обещает какой-то один волшебный способ быстрого поиска клиентов, да его и нет в природе; но зато дает массу рекомендаций методичного привлечения клиентов, используя основные коммуникационные каналы современного маркетинга: через личный сайт, его продвижение и рекламу в интернете, через рекомендации клиентов, через участие в выставках и конференциях, через публикации в журналах и участия в телепередачах и прочие способы рекламы. Понравились реальные истории коллег и знакомых Наталии, особенно повеселил рассказ об одном весьма эффективном рекламном плакате, размещенном в… мусорном контейнере… :-)

Пятая часть книги описывает подход к своему первому самостоятельному объекту. Наталия дает советы как побороть страх ошибки и как к этим неизбежным ошибкам относиться, как общаться с заказчиками, как формировать расценки на работы, как составлять и обсуждать с заказчиками схему оплаты работы.

Шестая, седьмая, восьмая части книги посвящены непосредственно самой работе дизайнера: подробно описаны все этапы от первых встреч с заказчиком и составления технического задания до тонкостей авторского надзора и публикаций в интерьерных журналах. В этих частях книги присутствует множество полезной прикладной информации: два типа опросников для заказчиков, которые может взять себе на заметку любой практикующий дизайнер; основные правила грамотной перепланировки и выдержки из строительных нормативов; описание понятия и важности концепции; способы подготовки и подачи визуальной информации с множеством примеров, полный состав дизайн-проекта и многое другое.

Очень тронули меня истории личных неудач с заказчиками, о которых Наталия не побоялась упомянуть, например, рассказ о потере клиентов из-за игнорирования этапа согласования эскиза будущего помещения. Наталии показалось, что она хорошо уловила пожелания клиентов уже на этапе переговоров и она сразу перешла к этапу визуализации, но клиентам не понравился ни первый, ни второй предложенный вариант, после чего они отказались от сотрудничества. Читая подобные истории, понимаешь, что даже гуру дизайна порой ошибаются, и перестаешь так панически бояться неудач.

Заканчивается книга Наталии рассмотрением перспектив развития в сфере дизайна интерьера и мудрыми напутствиями на этом непростом пути. Я полностью согласна с основной мыслью автора на протяжении всей книги: самое важное в работе дизайнера – постоянное повышение своего уровня знаний, работа над собой, развитие новых навыков, а также поддержание высокой планки своих моральных и личных качеств.

Книга прекрасно оформлена: приятный дизайн, плотные белые листы, приятный шрифт, множество иллюстраций, приличный объем и легкий язык, книгу приятно держать в руках и перечитывать, освежая в памяти важные моменты. В любом новом начинании очень важен наставник, помощник, советчик, и книга Наталии с большим успехом выполняет эту роль. Остается лишь сказать Наталии спасибо за труд!

Искренне рекомендую!

Поделиться статьей с друзьями:
Share

Related Posts