Санкт-Петербург, Россия
+7-905-224-98-01

В поисках кадра с Брайаном Петерсоном

Брайан Петерсон. Тихая голландская весна
Брайан Петерсон. Тихая голландская весна

Недавно мне попалась на глаза книга Брайана Петерсона «В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии», с ходу подкупившая аннотацией: «В поисках кадра» — это книга об идеях, берущихся из потока, который течет сквозь каждого из нас. В ней детально раскрывается нетехническая сторона искусства фотографии. Здесь вы найдете описание всех базовых элементов и техник, которые позволяют преодолеть привычку смотреть на вещи традиционно, делая скучные, банальные снимки».

Издание рассчитано в первую очередь на фотографов с профессиональным опытом и багажом знаний, но так как профессия архитектурного 3D визуализатора в числе прочих умений и навыков подразумевает и владение искусством построения грамотной композиции и привлекательных ракурсов, как для коммерческого, так и для художественного применения, дополнительные знания по созданию притягательной композиции никогда не повредят.

Брайан Петерсон

Книга Брайана Петерсона больше похожа на дневник фотографа, влюбленного в свое дело, чем на практическое руководство, хотя упражнения на развитие творческих способностей и способности видеть кадр по-новому в ней тоже встречаются. Глава, посвященная развитию личной креативности, написана удивительно поэтично, и ярко показывает, что владение новейшей техникой и современными цифровыми технологиями — это далеко не самое главное в умении найти свою точку обзора. Намного важнее сохранившаяся детская любознательность и смелость в поисках действительно эффектного кадра:

«Вы сможете поднять свою новообретенную способность восприятия на следующий уровень, заставляя себя увидеть лес глазами лягушки, городскую улицу — с уровня тротуара, задний двор вашего дома — с высоты дроздового гнезда. (Лестницы нужны не только для малярных работ.) Лягте на спину под раскидистой елью и покажите дерево глазами белки, которая только что вскарабкалась вверх по стволу. Установите камеру на обочине дороги и сделайте щелчок, как только мощный тягач с полуприцепом покажется в видоискателе.

Нет волшебного рецепта для создания привлекательных снимков. Вам придется посмотреть в глаза своим страхам и предубеждениям. Как вы покажете другим вид с уровня дроздового гнезда, если боитесь высоты? Как запечатлеете оживленный тротуар с «точки зрения» ботинка, если мысль о том, чтобы лечь на пешеходную дорожку, кажется вам нелепой?»

Автор призывает как можно дальше отойти от банального взгляда в объектив с высоты человеческого роста и увидеть мир по всем его волшебстве и разнообразии:

«ЧТО ЕСЛИ…

 …у меня под рукой был бы макрообъектив  и я навел бы фокус на крупные капли дождя, собравшиеся на моем окне в офисе?

…у меня под рукой был бы широкоугольный объектив и я поставил бы камеру у внешнего края людного пешеходного перехода в обеденное время?

…я навел бы ближний фокус на те крупные желтые цветы на лугу и показал, как выглядят Скалистые горы глазами бабочки?

…я поднялся бы на несколько этажей на ближайшей многоуровневой парковке и сфотографировал бы сверху — с выдержкой в секунду или полсекунды — толпу пешеходов, идущих под открытыми зонтами по блестящей от дождя улице?»

Издание, богато иллюстрированное профессиональными снимками самого автора, многочисленными фото-примерами «до», «в процессе» и «после» нахождения привлекательного кадра, действительно вдохновляет на личные поиски и эксперименты с камерой.

Брайан Петерсон Зонт
Фото Брайана Петерсона

Однако, хотелось бы больше матчасти, и вот в плане технических советов по построению эффектной композиции Брайан Петерсон акцентирует внимание на очень важном моменте:

«Какие фотографии особенно привлекательны? Ответ один: в большинстве случаев это обыденные предметы, поданные очень просто. Их содержание сводится к единственной теме или идее, они лишены постороннего хлама. Эти яркие композиции разительно отличаются от многих снимков современных фотолюбителей. Новички, страстно желая запечатлеть что-то, выдают кадры, перегруженные деталями, а иногда, наоборот, без интересных деталей. Отсутствие идеи и, как следствие, неопределенность утомляют взгляд, заставляя его блуждать в поисках чего-то цепляющего.»

Отдельная глава книги полностью посвящена шести важнейшим слагаемым хорошего снимка: линия, форма, фигура, текстура, узор и цвет —  это элементы эффектной композиции, дающие ощущение порядка и задающие настроение снимка в фотоискусстве. С характерной эмоциональностью Брайан Петерсон описывает влияние разных типов линий, форм и текстуры на восприятие снимка, а цвету посвящена практически поэма в прозе:

«Цвет «очевиден». Настолько, что многие фотографы вовсе его не замечают! Если  бы люди действительно видели цвет, то были бы куда больше поглощены тем, чтобы запечатлевать его: ради него же самого… Цвет очевиден, и, подобно воздуху, которым мы дышим, он повсюду. Вы только выиграете, если станете внимательнее относиться к цветам, которые вас окружают. Одно из увлекательнейших испытаний в игре с цветом — фотографирование людей в обстановке, которая «вторит» цветам их одежды,  и создание почти монохромных композиций. Фотографирование цвета ради цвета — большое удовольствие.»

Брайан Петерсон Цвет
Фото Брайана Петерсона

В подобном же лирическом стиле описаны основные и промежуточные цвета, и те основные настроения, которые они интуитивно вызывают у зрителя.

Далее целая глава посвящена секретам создания притягательного снимка с точки зрения привнесения порядка в создаваемую композицию, потому что именно порядок, по мнению автора, дает ощущение гармоничного искусства. Рассматриваются базовые принципы золотого сечения и правила третей, необходимость заполненности кадра, влияние горизонтальной и вертикальной ориентации на создание эффектной композиции со множеством иллюстрированных примеров.

«Кратко суть правила третей в следующем: когда объект или форма состоят из двух отдельных частей, меньшая из них должна составлять треть большей. Например, небо, занимающее треть изображения против двух третей, занятых красным амбаром, белым забором и осенними деревьями. Целые книги посвящены золотому сечению. Детальное обсуждение этой темы не входит в мои задачи, но хочу подчеркнуть: использование этого правила при построении композиции сделает ваши снимки гораздо более привлекательными».

Далее автор описывает влияние освещения на фотографию и дает световые характеристики разному времени суток.

«Цвет дневного освещения варьирует в зависимости от времени суток и погоды. Полуденное солнце дает жесткий белый свет. Учитывая направленность сверху и бесцветность такого освещения, вы едва ли запечатлеете композицию, полную эмоций. Вот почему многие опытные фотографы предпочитают снимать рано утром и ближе к вечеру.

В хорошую погоду перед рассветом (и примерно через 20 минут после заката) безоблачное небо окрашивается в холодные оттенки синего и пурпурного или розовые и красные тона. Всё меняется с пробуждением солнца, когда его теплый свет раскрашивает предметы спереди и сбоку оттенками оранжевого и золотого. Обычно примерно в течение часа до заката такая смена цветов происходит в обратном порядке. Многие фотографы называют это вечернее время золотым часом: для фотографирования это самые волшебные 60 минут дня.»

В конце издания Брайан Петерсон раскрывает некоторые секреты использования графического редактора Adobe Photoshop и делится довольно забавными примерами из личной практики его использования.

Мои впечатления от книги двоякие: с одной стороны я прочитала очень красивую и вдохновляюще написанную историю поиска нового взгляда на окружающий мир, которая мгновенно дает эффект: однажды увидев мир иначе, уже невозможно видеть его по-старому. С  другой стороны, несмотря на приличное количество упражнений, мне не хватило именно практических, совсем базовых знаний, потому что книга все же предполагает уже приличный профессиональный опыт в фотоискусстве. Но это означает лишь одно: из всего многообразия учебников по композиции я еще найду себе нужный, а к творению Брайана Петерсона снова и снова буду обращаться за вдохновением и рассматриванием прекрасных, эффектных, красочных, невероятных снимков.

С восторгом рекомендую всем, кто ищет новизну в окружающем мире, магию в простых вещах, и волшебный пинок в дивный мир красоты от всемирно признанного мастера фотоискусства!

Поделиться статьей с друзьями:
Share

Related Posts